Учебно-методический комплекс учебной
дисциплины является одним из элементов организации образовательной
деятельности, в том числе и в учреждениях дополнительного образования детей.
Учебно-методический комплекс – это система нормативной и
учебно-методической документации, средств обучения и контроля, необходимых и
достаточных для качественной реализации дополнительных образовательных
программ, в соответствии с учебным планом.
После создания учебно-методический комплекс
апробируют в учебном процессе, в ходе которого, анализируя результаты текущего
контроля обучающихся, в него вносятся необходимые коррективы. Таким образом,
учебно-методический комплекс постоянно совершенствуется.
Учебно-методический комплекс и его компоненты должны:
- предусматривать логически последовательное
изложение учебного материала дополнительной образовательной программы;
- предполагать использование современных методов и
технических средств, позволяющих обучающимся глубоко осваивать учебный
материал и получать навыки по его использованию на практике;
- соответствовать современным научным
представлениям в предметной области;
- обеспечивать межпредметные связи;
- обеспечивать простоту использования для педагогов
и обучающихся.
Структура учебно-методического
комплекса
Дополнительная образовательная программа является основным документом, в
котором фиксируются и аргументировано, в логической последовательности
определяются цель, формы, содержание, методы и технологии реализации
дополнительного образования, критерии оценки его результатов в конкретных
условиях.
УМК дополнительной образовательной
программы включает в себя следующую учебно-методическую документацию:
- дополнительную образовательную программу;
- учебные пособия;
- дидактические материалы;
- методические материалы;
- мониторинг по дополнительной образовательной
программе.
Учебные
пособия – материалы, обеспечивающие реализацию содержания дополнительной
образовательной программы. Учебными пособиями могут быть:
- справочная литература (энциклопедии, словари,
справочники, таблицы, базы данных, ссылки, сайты и др.);
- художественная литература;
- научная и научно-популярная литература (научные,
научно-популярные издания и публикации, описание экспериментов и др.);
- периодические издания;
- видеоматериалы (видеолекции, художественные и
научно-популярные фильмы, видеозаписи занятий, мероприятий и др.);
- аудиоматериалы (фонограммы музыкальных
произведений, аудиокниги, аудиозаписи, необходимые для изучения данной
темы);
- электронные средства образовательного назначения
(виртуальные лекции по темам образовательной программы, демонстрационные
модели, слайдовые презентации, виртуальные контрольные и лабораторные
работы, индивидуальные задания и др.);
Содержание учебного пособия может быть:
- в целом по дополнительной образовательной
программе;
- по отдельным разделам дополнительной
образовательной программы;
- по отдельным темам дополнительной образовательной
программы.
Дидактические материалы должны соответствовать
содержанию дополнительной образовательной программы, целям обучения, уровню
подготовленности обучающихся, их возрастным и индивидуальным особенностям,
санитарно-эпидемиологическим требованиям. Дидактический материал может быть
представлен в следующем виде:
- раздаточный материал для обучающихся (рабочие
тетради, бланки тестов и анкет, бланки диагностических и творческих
заданий, карточки с заданиями, готовые шаблоны и трафареты, объекты живой
и неживой природы, фотографии, инструкционные карты, технологические
карты), наглядные пособия (таблицы, графики, объемные модели, муляжи и
др.).
Методические материалы по темам, занятиям
дополнительной образовательной программы должны содержать:
- планы занятий, включающие перечень вопросов,
выносимых на занятие;
- контрольные задания для отслеживания результатов
освоения каждой темы; для проведения промежуточной и итоговой аттестации
обучающихся, которые включают: перечень вопросов, выносимых на итоговое
занятие и ключ для проверки правильности ответов;
- виды практических, лабораторных и других работ,
выполняемых обучающимися по итогам освоения темы, раздела, программы и
критерии оценки выполнения данных работ;
- методические рекомендации, раскрывающие одну или
несколько частных методик, задача которых – рекомендовать наиболее
эффективные рациональные варианты действий при решении конкретных
педагогических задач.
Мониторинг по дополнительной
образовательной программе позволяет более качественно и
дифференцированно подойти к результатам обучающегося и отследить реальную
степень соответствия того, что обучающийся усвоил, а также внести коррективы в
процесс его последующего обучения
Комментариев нет:
Отправить комментарий